Устройство насыпей, засыпка траншей и пазух

Устройство насыпей, засыпка траншей и пазух

Для устойчивости насыпи необходимо предотвратить образования плоскостей скольжения. Для этого применяют однородные водонепроницаемые грунты с естественным или искусственным уплотнением. Если грунты неоднородные, то необходимо обеспечить сток атмосферной воды, поступающей в насыпь. Поэтому поверхность слоев из менее дренирующих фунтов, располагаемых под более дренирующими, должна иметь от оси насыпи уклон к краям не менее 0,04, а поверхность слоев из более дренирующих грунтов, покрытых менее дренирующими, должна быть горизонтальной. Не допускается покрывать откосы насыпей грунтами, менее дренирующими по сравнению с основным грунтом насыпи (за исключением покрытия песчаных откосов, имеющего целью защиту от выдувания грунта тела насыпи).

Для отсыпки насыпей допускается применять: скальные предварительно разрыхленные, крупнообломочные и песчаные грунты, содержащие глинистые частицы крупнее 0,25 мм более 50% и диаметром менее 0,005 мм не более 6%; тяжелые и пылеватые супеси, содержащие частиц крупнее 0,25 мм менее 50%, а также суглинки в твердом и тугопластичном состоянии. Насыпи высотой до 6 м в незатопляемых местах можно отсыпать из слежавшихся котельных шлаков, и без ограничения допускается применение кислых и нейтральных металлургических шлаков, а также основных шлаков, пролежавших в отвале не менее года. Неоднородные грунты, состоящие из песка, суглинка и гравия, можно применять только в виде естественной карьерной смеси. Нельзя применять пылеватые пески и легкие супеси, жирные глины, меловые, тальковые, трепельные грунты, торф, ил, песок с примесью ила, илистые суглинки и засоленные грунты, содержащие более 8% легкорастворимых солей при хлоридном и сульфатно-хлоридном засолении, а также включающие более 5% таких солей при сульфатном, хлоридно-сульфатном и содовом засолении.

Для обеспечения устойчивости насыпей большое значение имеет уплотнение грунтов. Насыпи, отсыпаемые без искусственного уплотнения, возводят с запасом, так как с течением времени они дают осадку, величина которой зависит от вида грунтов, способов устройства насыпи и высоты ее. При наличии надежного основания запас на осадку насыпей, возводимых без искусственного уплотнения из скальных грунтов, принимают до 6%, из нескальных — до 9%;при ненадежных основаниях запас на осадку принимают согласно проекту. Осадка искусственно уплотненных грунтов составляет около 1% и практически не учитывается. Отсыпку слоев грунта ведут от краев насыпи к середине, а на переувлажненных слабых основаниях и на болотах — от середины насыпи к краям до достижения высоты 3 м, а далее — от краев к середине.

Устройство насыпей, засыпка траншей и пазух

В ряде случаев земляные сооружения приходится возводить в неблагоприятных условиях — косогоры со слабыми грунтами, карстовые породы, наклонно расположенные слои, чередование водонепроницаемых и водопроницаемых пород или наличие водоносных прослоек, грунты сильно деформирующиеся от давления при доступе влаги. Поэтому для предотвращения таких явлений, как обвалы, сплывы полужидких масс, оползни частей насыпи и выемок, требуются специальные мероприятия, которые надо осуществлять как в подготовительный период, так и в процессе производства основных работ. На косогорах, сложенных из не-дренирующих и покрытых растительностью грунтов с крутизной от 1 : 5 до 1 : 3 в основании насыпи, нарезают уступы не уже 1 м (в зависимости от ширины ходовой части машины, разрабатывающей их), которым придается уклон 0,01—0,02. При поперечном уклоне косогора от 1 : 10 до 1 : 5 и высоте насыпи до 1 ж дерн срезается; при большей высоте насыпи, отсыпаемой из глинистых грунтов, основание вспахивается. Если насыпи высотой до 2 ж из глинистых грунтов возводятся на основаниях, постоянно переувлажненных, необходимо до начала отсыпки отвести поверхностные воды или удалить слой слабого грунта либо отсыпать нижний слой насыпи из дренирующих грунтов.

Насыпи часто возводят из грунтов, разрабатываемых в боковых резервах и в выемках или специальных резервах (карьерах), из которых грунт перемещается в продольном направлении. В первом случае в зависимости от высоты насыпи и дальности перемещения грунта следует применять следующие машины: грейдер-элеваторы и автогрейдеры — для укладки в нижние слои насыпи грунта, перемещаемого с расстояния 8—15 ж; бульдозеры — при высоте насыпи до 1 ж и дальности перемещения до 50 ж; скреперы — при высоте до 1—2 ж и дальности доставки от 50 до 100 ж; экскаваторы-драглайны— для укладки грунта в насыпи высотой 2,5—3 ж. Во втором случае в зависимости от дальности перемещения применяют: до 100 ж мощные бульдозеры, от 10 до 300 ж — скреперы емкостью 6—8 ж3, свыше 300 ж — самоходные скреперы емкостью 9—15 ж3, экскаваторы одноковшовые и многоковшовые с погрузкой грунта в самосвалы, самосвальные прицепы и поезда железной дороги широкой и узкой колеи.

Насыпь, возводимая из грунтов, доставляемых автомобильными поездами, разбивается по ширине и длине на участки — карты — длиной 100 ж, на одной грунт разгружают, на другой — разравнивают бульдозерами и уплотняют. Землевозные пути для железнодорожных поездов устраивают на пионерных насыпях высотой до 3 ж в пределах профиля возводимой насыпи сначала у одной из подошв насыпи, затем — вдоль откосов и последнюю — по оси насыпи, последовательно укладывая на них верхнее строение пути. Выгруженный грунт разравнивают бульдозерами по всей ширине насыпи слоями 30—40 см.