Железнодорожные пути

Железнодорожные пути

Проектирование и постройка постоянных и временных железнодорожных путей на строительных площадках осуществляется в соответствии с «Нормами и техническими условиями проектирования железных дорог нормальной колеи (1524 мм) промышленных предприятий (НиТу 119—55)» и «Нормами и техническими условиями проектирования железных дорог узкой колеи шириной 750 мм (Н 107—53)».

Железнодорожный путь устраивают в виде прямых линий, соединенных кривыми (радиус которых зависит от рельефа и вида тяговых средств) с соблюдением допускаемых предельных уклонов. Путь состоит из земляного полотна, искусственных сооружений (мосты, трубы и пр.) и верхнего строения. Ширина земляного полотна рельсового пути нормальной колеи равна 3,0—3,1 м, узкой колеи 1,5—1,7 м. Элементы земляного полотна и способы его устройства рассмотрены в разделе «Земляные работы».

Продольный профиль железнодорожного пути содержит данные, характеризующие железнодорожный путь как в профиле, так и в плане. В масштабе 1 : 10 000 вычерчивают схематичный план пути в виде прямых и кривых участков с искусственными сооружениями. Положение пути на местности в плане характеризуют: азимуты направлений пути, длина прямых и кривых участков, углы, радиусы, тангенсы углов кривых. На профиле

местности в масштабе 1 : 1000 наносят продольную ось пути с учетом допускаемых уклонов и максимального приближения к рельефу местности для уменьшения объема земляных работ. Наибольшие продольные уклоны и наименьшие радиусы кривых приведены ранее.

Верхнее строение пути состоит из рельсов с креплениями, противоугонов, шпал и балластного слоя, а также стрелочных переводов для соединения разветвления путей и перехода подвижного состава с основного пути на ответвления. Балластный слой предназначен для смягчения ударов колес подвижного состава, равномерной передачи давления шпал на земляное полотно и для отвода воды от шпал. Рельсы скрепляют со шпалами посредством подкладок и костылей, а между собой — накладками с болтами и шайбами. Между стыками рельсов оставляют зазору, позволяющие им изменять длину под влиянием температурных колебаний. Чтобы предотвратить смещение — угон рельсов вдоль пути под воздействием движения поезда, применяют металлические скобы — противоугоны, закрепляемые на подошве рельса и упирающиеся в шпалы. На построечных путях широкой колеи используют рельсы типа Р-75, Р-65, Р-50, Р-43, II-а, III-а и IV-a. Шпалы изготовляют из сосновых бревен или пластин шириной 250—215 мм, высотой 165—130 мм и длиной 2,7—2,5 м. На линиях с большим движением рационально применять железобетонные шпалы. На 1 км пути требуется от 1440 до 2000 шпал.