Средства специального транспорта

Средства специального транспортаНа строительстве промышленных зданий и некоторых других сооружений иногда устраивают подвесные канатные дороги и линии ленточных транспортеров.

Подвесные канатные дороги служат для перемещения грузов через различные препятствия и в горных условиях. Стационарные и переносные подвесные одноканатные и двухканатные дороги.

Из стальных несущих и тяговых или только несущих канатов, подвешенных на железобетонных, металлических и деревянных опорах. По несущим канатам перемещаются тележки с кузовами или приспособлениями для крепления длинномерных материалов. По схемам движения грузовых тележек различают дороги с кольцевым и маятниковым движениями. При кольцевой схеме на двухканатной дороге груженые и возвращающиеся порожние тележки перемещаются по отдельным линиям, а на одно, канатной — тележка совершает круговое движение вместе с канатом. При маятниковом движении на одной или двух линиях имеется по одной тележке, которые перемещаются между конечными станциями вперед и назад.

Ленточные транспортеры — весьма эффективное средство непрерывного транспортирования от места добычи к месту потребления строительных материалов — грунта, щебня, гравия, бетонной смеси — на расстояния до 3 метров и более. Транспортерные ленты применяют прорезиненные и стальные шириной 300—1300 мм. Из звеньевых транспортеров можно составить линию длиной 80, 100, 240 м и более. Линия может состоять также из отвальных передвижных и самоходных транспортеров, смонтированных на гусеницах и колесах. Отвальные представляют собой консольные рамы с лентой длиной 15—25 м, иногда поворотные (с углом подъема 14—22°); передвижные транспортеры применяют длиной до 15 м. В зависимости от характера грузов, условий их погрузки и выгрузки создают различные схемы транспортерных сетей. На рис. 13 показана постепенно развиваемая сеть транспортеров для перемещения грунта, разрабатываемого экскаватором.

Скорость перемещения сыпучих материалов по прорезиненной ленте равна 1,5—3, по стальной — 1,3—2,0, кусковых —1,5 м/сек. Расчетную производительность ленточных транспортеров для сыпучих материалов определяют по формулам.

Коэффициент использования времени (0,75—0,8); коэффициент наполнения ленты (0,5—1); коэффициент крупности породы; 0,75 — для кусков размером 0,1—0,3 от ширины ленты; 0,9 — для кусков размером 0,05—0,09 от ширины ленты, 1 —- для мелкофракционного материала.