Площадка въезда в забой экскаватора

Площадка въезда в забой экскаватора, оборудованного прямой лопатой, устраивается длиной L, равной частному от деления глубины выемки Н на уклон 10—15° площадки (L = Н : i). Ширина съезда должна позволять двустороннее движение самосвалов. Пути транспортных средств при разработке выемки экскаватором «прямая лопата» боковыми забоями устраивают параллельно оси перемещения экскаватора, на одном уровне с его стоянкой или выше подошвы забоя.

При расположении экскаватора и транспортных средств на одном уровне ширина боковой проходки, причем расстояние от оси вращения платформы экскаватора до верхней бровки бокового откоса (со стороны, противоположной месту погрузки грунта) должно быть меньше и, как видно из построения, не более величины катета в треугольнике с гипотенузой.

При движении драглайна по зигзагу с укладкой грунта в односторонний отвал можно разрабатывать проходки шириной 1,2— 1,3. Если грунт укладывают в двусторонний отвал, сначала работают в одной половине проходки, затем — в другой. Ширину проходки при таком способе можно довести до 1,5—2.

Сущность поперечно-лобовой проходки состоит в том, что разработка ведется последовательно со стоянок, расположенных поперек забоя, и при подаче транспортных средств к тем частям забоя, где вынимают грунт.

Челночные способы работы заключаются в том, что автомобили-самосвалы устанавливают на дне выемки, а драглайном разрабатывают грунт непосредственно у их кузова, что позволяет грузить грунт при наименьших углах поворота стрелы (10—15°) или вовсе без ее поворота. Различают две челночные схемы: поперечно-челночную и продольно-челночную. По первой схеме грунт набирают симметрично и поочередно с обеих сторон стоящих под погрузкой двух автомобилей-самосвалов, которые подъезжают к экскаватору одновременно или с небольшим интервалом. Повороты стрелы при этом способе наименьшие. При работе по продольно-челночной схеме ковш совершает по отношению к автомобилю-самосвалу челночное движение в продольном направлении. На схеме показаны последовательные положения ковша:— набор грунта с одной стороны автомобиля;  — подъем ковша для разгрузки;  — разгрузка и продолжение поворотного движения в ту же сторону. Затем опускают ковш для нового набора грунта между торцовой стенкой кузова и основанием откоса. При погрузке грунта в один автомобиль-самосвал поворотное движение стрелы вовсе исключается, и продолжительность цикла значительно сокращается (на 20—30% по сравнению с обычными способами работ). Челночные схемы позволяют разрабатывать грунт в резервах шириной, вдвое большей, чем при обычных схемах; тем самым экономится время на передвижки экскаватора. При установке автомобилей-самосвалов на дне выемки уменьшается высота подъема ковша на глубину выемки, улучшается видимость кузова, что облегчает погрузку. Эти условия также позволяют сократить продолжительность цикла.