Трамбование

Трамбование

Само трамбование необходимо производить при помощи тяжелой чугунной трамбовки весом не менее 100 кг с подъемом не более 0,60 м

Одновременно с набивкой скважины бетоном следует вести и постепенный подъем обсадных труб помощью особого троса, наматываемого на барабан лебедки. Это необходимо делать, чтобы предотвратить схватывание металлических обсадных труб с бетоном, что при подъеме может повлечь за собой нарушение целости сваи. Необходимо следить, чтобы в нижнем конце труб всегда оставалась пробка 0,30—0,60 м при применении пластичного бетона и в 1,00 м - при литом бетоне. Наличие такой пробки защищает бетон от проникания в обсадную трубу грунта и образования пленки. Подъем труб должен производиться очень осторожно, чтобы пробка не оторвалась от нижележащей части сваи и целость сваи не была нарушена, ибо в противном случае такая свая может быть принята в расчет только в той части, которая находится выше этого повреждения. С особой осторожностью должен вестись подъем труб при наличии в грунте каверн, так как в этом случае бетон из обсадной трубы, представляющий пробку, может весь уйти на их заполнение, а в трубу проникнуть грунт.

Большое осложнение в производство работ вносит наличие грунтовых вод, наполняющих скважину. Откачку их рекомендовать нельзя, так как вновь поступающая в скважину вода будет размывать ранее уложенный бетон и тем значительно его ослаблять, поэтому бетонирование и трамбование производятся под водою, для чего трамбовка В устанавливается на особом штоке h, оканчивающемся диском Л, который опирается во время работ на бетонную массу. Диаметр этого диска делается почти равным диаметру сваи. Чтобы этот диск не мог схватиться с бетоном, его поднимают через каждые 10—12 ударов трамбовки. Наличие этого диска предохраняет бетон от отмачивания, которое очень вредно для прочности сваи, ибо отмачивание в размере, большем 10° объема бетона, понижает прочность сваи на 25°; осадок при отмучивании необходимо удалять, чтобы избежать расслаивания тела сваи; это безусловно необходимо при наличии осадка больше 10 см, при меньшей же величине достаточно ограничиться взбалтыванием бетонной массы перед опусканием новой порции бетона. Упомянутый диск может принести в этом случае пользу, так как при оставлении его в скважине осадок будет садиться на него.  Когда бетонирование поднимется выше горизонта грунтовых вод, воду из скважин откачивают и дальнейшее бетонирование ведется насухо.

Как общее правило, бетонирование должно происходить беспрерывно, так как иначе слои бетона, в которых схватывание уже началось, плохо будут соединяться друг с другом, и свая получится состоящей из отдельных частей. Если же перерыв в работе неизбежен, то при возобновлении бетонирования необходимо разрыхлить верхнюю поверхность пробки и опустить жирный цементный раствор, однако при перерыве в работах от 2 до 5 час. прочность сваи в месте соединения считается пониженной на 25°, а при перерыве свыше 5 час. — на 50°. Весь процесс бетонирования необходимо заносить в особую контрольную ведомость, в которой отмечаются все наиболее важные моменты работы; образец подобной ведомости приводится ниже.